Что нужно, чтобы грузоперевозки были успешными? Конечно же правильно подобранный и исправный транспорт и водитель. Причем последний играет чуть ли не ведущую роль. Еще бы, если посадить за руль много тоннажной фуры человека, который только-только получил права, и, соответственно, не имеет никакого опыта работы, вряд ли грузоперевозка окажется успешной. Задержка сроков, несоблюдение маршрута, нарушение правил перевозки груза, ДТП, вот возможные проблемы, с которыми придется столкнуться как руководству компании перевозчика, так и грузовладельцу. Поэтому многие грузоперевозчики стараются подбирать таких водителей для своих машин, которые бы обладали не только теоретическими знаниями, но и соответствующим опытом.
Конечно, опыт важен, но и без водительского удостоверения с заветными категориями на работу вряд ли получится устроится. Многие считают, зачем учиться в каких-то автошколах, если можно получить знания на практике, обладая базовыми знаниями в управлении автомобиля. Однако начиная с самых первых автомобилей, обучение водителей было строго обязательным! И происходило всё это так…
Первые автомобили появились в конце XIX, и тут же завоевали популярность не только в странах Европы, но и в Российской империи. Естественно, позволить их себе могли исключительно люди с очень высоким достатком. Неудивительно, что в нашей стране первые автомобили были куплены для царской семьи и их приближенных. И сразу же на повестку дня стал вопрос: кто будет ими управлять и их ремонтировать?
В 1906 году появился императорский гараж. И сразу же в том же здании возникла императорская школа шоферов, которая должна была подготавливать не только первоклассных водителей, но и автомехаников, причем обе эти профессии сочетались в одном лице. В учебный план занятий входила как теория по вождению и ремонту автомобиля, так и долгая практика на дорогах и в ремонтных мастерских. В 1907 году состоялся первый выпуск 26 человек стали квалифицированными шоферами лучшими в Петербурге. Однако эти водители были исключительно для царской семьи. Но ведь автомобили были не только у Романовых и не в одном Петербурге. Поэтому вскоре автошколы стали появляться в большинстве крупных городов России. Некоторые из них обучали весьма успешно: срок обучения в них зависел от способностей и образованности ученика. Если ученик показывал хорошие результаты, то он ходил в школу 3 месяца (это был обязательный минимум), если же не справлялся то мог заниматься и полгода, и год. И только после успешной практической части и сдачи экзаменов получал диплом.
Однако наряду с такими автошколами были и весьма сомнительные заведения, которые давали только самые элементарные знания в кратчайшие сроки. Но их дипломы все равно были действительными. Причем преобладало большинство школ именно последнего типа.
Вообще же профессия водителя была весьма престижной: способные шоферы получали жалование в 100-150 рублей и пользовались почетом и уважением. Для сравнения, высококвалифицированный рабочий на заводе имел около 50 рублей в месяц.
После революции 1917 года частные автошколы исчезли. Их место заняли государственные. Система обучения упорядочилась, водителей стало больше. Эту профессию начали осваивать и женщины, причем столь массово, что в 1939 году Наркомат автотранспорта СССР издал специальный указ, по которому четвертая часть всех обучающихся на курсах должна быть женской. Представительницы прекрасного пола с успехом справлялись не только с легковыми автомобилями, но и с грузовым транспортом.
В годы Великой Отечественной войны профессия водителя грузового транспорта стала просто жизненно необходимой. На плечи шоферов легла тяжелая ноша: переброска войск, доставка продуктов питания, медикаментов, боеприпасов, топлива,… вывоз раненых. По всей стране организовывались курсы водителей для фронта. С уверенностью можно сказать, что водители в эти страшные годы совершали каждодневный подвиг. Не зря недалеко от Брянска есть скульптурная композиция памятник шоферам Великой Отечественной войны.
В послевоенное время профессия водителя стала обыденной. Исчез дух элитарности дореволюционной России, жизненной необходимости ВОВ, эта профессия стала обычной, повседневной.
Однако нельзя недооценивать важность этой профессии: без профессиональных водителей мы вряд ли смогли купить в ближайшем магазине продукты питания и необходимые каждодневные мелочи; вряд ли смогли совершать крупные покупки, доставить которые домой, стало бы большой проблемой… да много еще чего. Неудивительно, что по-прежнему много людей выбирают профессию водителя грузового транспорта, т.к. она весьма востребована и может приносить приличный достаток.