Аутсорсинг логистики: как развивается в России?

Аутсорсинг логистики: как развивается в России?

Профессиональные логистические предприятия начали появляться в странах Восточной Европы накануне распада Советского Союза. За прошедшие десятилетия аутсорсинг логистики значительно развился, но до сих пор его эволюция сдерживается рядом объективных факторов:

  • - проблемы коммуникаций. Неразвитость автодорожной сети, недостаток мощных грузовых терминалов, сильный износ всех видов транспорта, участвующего в логистических процессах, и его моральное старение. Особенно это относится к речному торговому флоту.
  • - кадровый голод. Рынок испытывает хроническую нехватку специалистов высокой квалификации, которые могли бы уверенно ориентироваться в принципах создания логистических схем, владеть необходимым минимумом знаний в области информационных технологий.
  • - слабая оснащенность логистическими информационными системами большинства российских компаний вызывает сложности с мониторингом перемещения грузов по территории страны.

Перечисленные факторы особо остро проявляются на периферии. Если в столичных регионах степень развития логистики высока и соответствует европейскому уровню, то в провинции ситуация не вселяет оптимизм. Во многих областях нет современных складских систем, специализированный автопарк неразвит. Грузоперевозки отличаются высокой степенью интеграции и локальное развитие приводит к тому, что у столичных операторов возникают проблемы при организации межрегиональных перевозок. Решить их силами одной компании невозможно. Участники логистического рынка, понимая это, пытаются выйти из ситуации, создавая профильные союзы и ассоциации, активно взаимодействуют с властными структурами.

Для малых логистических предприятий перспективным вариантом развития является вертикальное взаимодействие с глобальными логистическими корпорациями, заинтересованными в освоении сегмента региональных рынков. Это позволяет получить доступ к международным технологиям в рамках субподрядных отношений. Такое сотрудничество было бы благоприятным для всех вовлеченных сторон. Однако крупные международные игроки такие как DHL, предпочитают развивать автопарк и компетенции на российском рынке без привлечения субподрядчиков.

Руководство большинства российских компаний по старинке опасается передавать процессы логистики организациям со стороны, создавая внутренние отделы логистики, малоэффективные и затратные. А тем временем аутсорсинг в других областях экономики развивается достаточно активно. Его эффективность особенно ярко проявилась в условиях кризиса 2008-2009 годов, когда отечественный бизнес был вынужден оперативно оптимизировать производственные процессы.

В период бурного экономического роста корпорации развивались по экстенсивному пути, практически не уделяя сколь-нибудь значимого внимания интенсивным методикам. Когда рост сменился стагнацией не только развитие, но и выживание многих компаний стали напрямую зависеть от снижения издержек. Решившие эту задачу, смогли сохранить свои позиции на рынке и завоевать новые за счет ослабленных и вышедших из игры конкурентов.

Даже выход отечественной экономики из кризиса не лишил актуальности проблемы эффективности производственных процессов. Возрастание конкуренции не дает корпорациям забывать о снижении издержек при условии сохранения эффективности деятельности.

Именно поэтому аутсорсинг стал привычным явлением в таких сферах, как реклама, бухучет, рекрутинг и кадровое управление, информационное обеспечение, службы безопасности. То есть, в тех сегментах, которые напрямую не связаны с производством продукта и получением прибыли компании. К числу таких сегментов относится и логистика.

При этом затраты на содержание штатных уборщиков, обеспечение их примитивными орудиями труда и выделение мизерных средств для оплаты их труда ничтожно малы. Однако клининг-услуги компании охотно передают аутсорсерам.

Полноценная, эффективная служба логистики требует куда более серьезных расходов. Они складываются из необходимости найма высококвалифицированных сотрудников, которых нельзя привлечь невысокой оплатой, обустройства рабочих мест, арендой дополнительных офисов, приобретением лицензированного программного обеспечения. Наличие логистической службы обуславливает необходимость содержания складских помещений, организации транспортного отдела и порождает ряд новых потребностей. Как правило счет идет на десятки тысяч долларов в месяц в рамках дополнительной статьи расходов.

В ходе рассмотрения деятельности логистических служб большинства крупных компаний выявляется их разбалансированность. В зависимости от сезона или специфики деятельности корпораций разные отделы логистики либо работают с простоем, либо в условиях повышенной нагрузки. Во время аврала логистические службы не справляются с объемами работы, что снижает общую эффективность деятельности компании. Когда объемы перевозок резко снижаются затраты на содержание персонала отдела и другие расходы остаются неизменными. Таким образом, при высоких издержках предприятия качество логистики и ее эффективность остаются низкими.

Аутсорсер, оказывающий услуги по логистике, напротив, способен рассчитать пиковые нагрузки, снизив собственные издержки, не причиняя ущерба качеству. Заказчик имеет возможность в зависимости от потребностей изменять объем необходимых услуг, минимизировав затраты.


Расскажите о нас друзьям!